Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних

Заведующий отделением: Миловидина Наталья Сергеевна

Адрес отделения: г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 9  
Телефон: 8 (815 52) 53 – 145

Проекты и программы реализуемые в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних

Точка опоры

Психологическая поддержка оказывается несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в социально опасном положении и в различных трудных жизненных ситуациях. Рост родительской безответственности, увеличение количества семей, не справляющихся со своими родительскими обязанностями, низкий уровень компетентности родителей в воспитании и развитии детей приводит к внутрисемейным конфликтам, нарушению детско-родительских отношений, которые влияют на психологическое благополучие детей.

В связи с этим у детей наблюдается: педагогическая запущенность, безнадзорность, конфликты в В связи с этим у детей наблюдается: педагогическая запущенность, безнадзорность, конфликты в межличностном взаимодействии, проявления форм девиантного поведения и отклонения психического развития. Очень часто, оказавшись в сложной ситуации, ребенок не может самостоятельно справиться с проблемами. Своевременно оказанная психологическая помощь и поддержка помогает восстановить адаптивные механизмы личности, способствует возвращению ребенка к нормальной жизни и дает возможность заново выстроить отношения с социальным окружением.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует постоянного проведения комплекса мер по выявлению и социальной реабилитации неблагополучных семей, разработки механизмов реальной помощи социально проблемным семьям и детям.

Программа «Точка опоры» разработана для выявления и коррекции отклонений психического и личностного развития несовершеннолетних, а также для коррекции и развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, благополучной адаптации и улучшения детско – родительских отношений.

Реализация данной программы нацелена на создание условий, в которых учитываются основные социальные и психологические факторы, способствующие максимальной адаптации несовершеннолетних. Занятия способствуют созданию доверительных отношений между сверстниками, улучшению семейных взаимоотношений, способствуют снятию напряжения и повышению самооценки.

https://vk.com/olenkcson?w=wall-145453070_2935

https://vk.com/olenkcson?w=wall-145453070_3068

https://vk.com/olenkcson?w=wall-145453070_2956

https://vk.com/olenkcson?w=wall-145453070_3155

https://vk.com/public193614739

https://press.olenkcson.ru/встреча-участников-проекта-ответст-2/

https://press.olenkcson.ru/встреча-участников-проекта-ответст-2/
Школа безопасности

В последние годы значительно возрос интерес к проблеме помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а в настоящее время это является особо актуальным, поскольку такие дети подрастают, развиваются в напряженной социальной обстановке. Многие семьи не имеют возможности обеспечить детям условия для полноценного развития и воспитания. У данной категории детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества, жизненно важно сформировать основы безопасной жизнедеятельности, безопасного поведения. 

Программа направлена на формирование основ безопасности жизнедеятельности детей, здорового образа жизни, развитие основ экологического воспитания, формирования у несовершеннолетних культуры безопасного поведения в окружающем мире.

Понятие безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие аспекты:

– охрана жизни и здоровья,

– обеспечение безопасных условий,

– защита от экологических катастроф и терроризма сотрудников и воспитанников,

– профилактика травматизма.

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Опыт работы с детьми показывает, что, недостаточно только говорить о правилах и мерах безопасности, действовать путем прямых запретов. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится. Воспитанникам отделения социальной реабилитации несовершеннолетних необходимо научиться правильно себя вести в различных ситуациях, приобрести знания и навыки, которые позволили бы им избежать неприятностей.

https://vk.com/wall-145453070_3848

https://vk.com/wall-145453070_3706

https://vk.com/wall-145453070_3559

Творческая мастерская «Фантазия»

В последние годы значительно вырос интерес к проблеме помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а в настоящее время является особо актуальным, поскольку такие дети подрастают, развиваются в напряженной социальной обстановке. Многие семьи не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества. Такие дети нуждаются в особом тепле и заботе, в создании условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в нормальный жизненный процесс.

Время пребывания в социальном учреждении, отведенное для творчества, позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Исследуются их способности к творческой деятельности, потенциальные возможности социальной адаптации и реабилитации.

Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников являются занятия декоративно – прикладным творчеством. В результате этой деятельности воспитанники имеют возможность более глубоко осознать, что только упорной, кропотливой работой можно чего – то добиться в жизни, осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в коллективе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем возрасте. Кроме этого, в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Программа художественного творчества предоставляет также возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности; позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно с пользой для себя и для окружающих.

https://vk.com/wall-193614739_893

https://vk.com/wall-193614739_858

https://vk.com/wall-145453070_3585

https://vk.com/wall-145453070_3473

https://vk.com/wall-145453070_3467

https://vk.com/wall-145453070_3458

Я – живу в России

Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных детей. К одной из наиболее главных причин возникновения социального сиротства и беспризорности можно отнести ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке.

В настоящее время наметилась тенденция увеличения роста подростковой преступности. Исследования специалистов показали, что у несовершеннолетних низкий уровень правовой грамотности и культуры, отсутствуют чёткие границы ответственности за свои поступки. 

Одним из самых востребованных направлений воспитания в современном обществе является воспитание в человеке чувства патриотизма, любви и преданности своему Отечеству, гражданской ответственности. К. Паустовский считал, что «человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

 Чтобы воспитать в детской душе любовь и уважение к родному дому и семье, к своему городу, краю, Родине, сформировать гражданскую ответственность и правовое самосознание, толерантность, способность к успешной социализации, была разработана программа психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних «Я живу в России». Целью программы является возрождение патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Данная программа включает в себя следующие направления:

– «Я и семья», целью этого направления является осознание воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности;

– «Мой край родной» – воспитание и уважение к своему городу, как к своей малой Родине;

– «Моя Родина – Россия» – воспитание любви и уважения к Родине, её истории, культуре;

– «Закон и подросток» – формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Решение этих задач осуществляется путем реализации программных мероприятий. В план работы включены консультации по формированию у детей уважительного отношения к семье, занятия по изучению прав и обязанностей граждан России, проведение деловых игр и тренингов, формирующих социальную активность, целеустремленность, предприимчивость, проведение ролевых игр, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность.

Проводимые в рамках этой программы мероприятия помогают формировать у детей такие качества, как ответственность, чувство справедливости, доброты и уважения к другим людям, уважительное отношение к семье и семейным традициям, умение излагать и защищать свою правовую гарантию, свою точку зрения.

https://vk.com/wall-145453070_3767

https://vk.com/wall-145453070_3747

https://vk.com/wall-145453070_3746

https://vk.com/wall-145453070_3651

https://vk.com/wall-145453070_3644

https://vk.com/wall-145453070_3635

https://vk.com/wall-145453070_3602

Школа юных туристов

Настоящая программа «Школа юных туристов» относится к программам туристско-краеведческой направленности. Данная программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в окружающей среде. Детский туризм – это лучший способ привить ребенку самостоятельность, приучить к активности.

Туристическая деятельность помогает решить ряд задач:

  • социализация – ребенок сможет изучить национальные обычаи, познакомиться с культурным наследием, пообщаться с другими людьми, прививается чувство гордости за прошлое, патриотизм;
  • расширение базы знаний – осмотр достопримечательностей, походы на природе, посещение музеев – задачи, благодаря которым младшее поколение лучше узнает историю и другие интересные сферы деятельности;
  • организация содержательного досуга – привить любовь к разным областям отдыха, чтобы ребенок научился проводить время разносторонне, насыщенно и интересно;
  • физическое оздоровление – прогулки и походы снимают психологическое напряжение и физическую усталость, они укрепляют здоровье, помогают воспитать подрастающее поколение.

Вне зависимости от выбранного вида туризма (пешеходного, водного, горного, лыжного), подросток в походе обязательно научится:

  • самостоятельности (к ней приучает распределение обязанностей в группе);
  • активности, упорству, выносливости;
  • взаимовыручке (в одиночку нельзя поставить палатку, собрать байдарку, пройти скальный склон);
  • дружелюбию (к этому приучает атмосфера хорошей спортивной группы);

практическим умениям (нужно уметь разжигать костер, ремонтировать вещи, готовить еду).

https://vk.com/wall-145453070_3850

https://vk.com/wall-145453070_3429

«Формула здоровья»

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.    В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

   Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни», почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности». Результаты показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются.  Зачастую ребята попадают в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников социальной реабилитации несовершеннолетних. Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, так как в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что  не учитывает разновозрастной состав группы отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, их индивидуальные и психологические особенности, поэтому была разработана программа «Формула здоровья».       

https://vk.com/wall-145453070_3856

https://vk.com/wall-145453070_3826

https://vk.com/wall-145453070_3612

https://vk.com/wall-145453070_3834

С нами вокруг света

Познавательно-развлекательная программа «С нами вокруг света» развивает  у детей  всесторонний интерес к окружающему миру, расширяет и углубляет знания о  материках, странах, океанах, культуре и традициях, кухне  разных народов.

Виртуальное путешествие по странам и континентам у детей,  попавших в трудную жизненную ситуацию, способствует разностороннему развитию личности ребенка, ведь многие семьи не только не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания, но и не могут  обеспечить детям полноценного  и интересного отдыха  за пределами своего города, и это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества. Такие дети нуждаются в особом тепле и заботе, в создании условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в нормальный жизненный процесс.

 Данная программа направлена на повышение творческого потенциала у детей, развитие чувства ритма, координации, мышления, фантазии,  расширяет кругозор, а также направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, овладение навыками путешественника, позволяющими свободно жить и ориентироваться в окружающей среде. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, кулинарные мастер-классы позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес детей.

https://vk.com/wall-145453070_3821

https://vk.com/wall-145453070_3778

https://vk.com/wall-145453070_3696

https://vk.com/wall-145453070_3693

https://vk.com/wall-145453070_3600

https://vk.com/wall-145453070_3576

https://vk.com/wall-145453070_3558

https://vk.com/wall-145453070_3556

https://vk.com/wall-145453070_3533

https://vk.com/wall-145453070_3491

https://vk.com/wall-145453070_3486

https://vk.com/wall-145453070_3476

https://vk.com/wall-145453070_3468

https://vk.com/wall-145453070_3455

«Здоровая семья для ребенка»

Проект направлен на снижение риска социального сиротства детей из семей, где родители затронуты проблемой алкоголя, через внедрение инновационной модели работы с данной целевой группой.

Внедрение модели позволяет:

– своевременно выявить нарушения прав и законных интересов ребенка вследствие употребления родителями алкоголя;

– организовать комплексный процесс реабилитации семей;

– сформировать безопасную реабилитационную среду для взаимодействия семей;

– структурировать взаимодействие специалистов проекта и других заинтересованных учреждений и ведомств при оказании помощи семьям.

https://vk.com/wall-145453070_3714

https://vk.com/wall-145453070_3549

https://vk.com/wall-145453070_3483

«Праздник каждый день»

Социальная реабилитация детей из социально неблагополучных семей – важнейшая задача работы отделения социальной реабилитации несовершеннолетних. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных  форм реабилитации  является социально-культурная, а именно та ее часть, которая включает творческую деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и досуговых мероприятий.

У детей, поступающих в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности. Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в различных стрессовых ситуациях. Участвуя в праздничных мероприятиях и утренниках, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что, несомненно, помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе.

Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности, основанная на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культур творческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Данная программа включает спортивные иг­ры и состязания, игры, утренники, календарные праздники и т.п., проводимые с детьми, а также совместно  и их родителями.

https://vk.com/wall-145453070_3806

https://vk.com/wall-145453070_3717

https://vk.com/wall-145453070_3712

https://vk.com/wall-145453070_3669

https://vk.com/wall-145453070_3518

https://vk.com/wall-145453070_3509

«Школа доверия»

Проект «Служба Школа доверия» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним и их родителям. В основе проекта – организация комплексной межведомственной реабилитационной работы с подростками, склонными и/или совершившими противоправные действия, а также пострадавшими от правонарушений и их семьями. 

Базовый принцип работы с несовершеннолетними, склонными к противоправному поведению – предупреждение попадания детей в условия, которые могут провоцировать их на совершение общественно опасных деяний, а также предупреждение помещения несовершеннолетнего в исправительные учреждения. Это напрямую зависит от организации системы работы с такими детьми и их родителями, от применения эффективных технологий и практических методов работы.

Мероприятия, организуемые для участников, целевых групп проекта, включают в себя: просвещение родителей о ненасильственных способах управления поведением ребенка и построения близких доверительных отношений в семье; работу с психологическими травмами членов семьи; помощь семье в решении актуальных трудностей подростка; организацию реабилитационной досуговой деятельности подростков; формирование правовой грамотности детей и родителей.

https://vk.com/wall-145453070_3820

https://vk.com/wall-145453070_3573

https://vk.com/wall-145453070_3714

https://vk.com/wall-145453070_3549

Детство под защитой – ответственное родительство

Основная задача проекта заключается в улучшении ситуации для детей и их семей, проживающих в Оленегорском районе Мурманской области, направленном на укрепление внутрисемейных отношений и профилактику семейного неблагополучия через распространение практики позитивного родительства.

https://vk.com/wall-145453070_3636

https://vk.com/wall-145453070_3557

https://vk.com/wall-145453070_3545

https://vk.com/wall-145453070_3503

https://vk.com/wall-145453070_3499

Категории потребителей государственной услуги

Категории обслуживаемых

  • Дети, находящиеся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.
Условия зачисления граждан на социальное обслуживание

В Отделение при наличии свободных мест круглосуточно принимаются несовершеннолетние, в возрасте от 3 до 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, которые пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания населения, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательском Российской Федерации, в том числе:

  • оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
  • проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении (семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними);
  • заблудившиеся или покинутые;
  • самовольно оставившие семью;
  • самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
  • оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Заявителями на предоставление государственной услуги являются:

  • несовершеннолетние;
  • родители и иные законные представители несовершеннолетних;
  • уполномоченные должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
    • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • опеки и попечительства;
    • управления образованием;
    • внутренних дел;
    • здравоохранения;
    • по делам молодежи;
    • службы занятости.

Основаниями для зачисления в Отделение являются:

  • личное заявление несовершеннолетнего;
  • личное заявление родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  • ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
  • акт оперативного дежурного органов внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в Учреждение
Перечень социальных услуг

1. Социально – бытовые услуги:

1.1. Предоставление помещений для оказания социальных услуг;
1.2. Обеспечение питанием, согласно утверждённым нормативам;
1.3. Предоставление постельного белья, мягкого инвентаря, поддержание его в надлежащем состоянии;
1.5. Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
1.6. Помощь в приеме пищи (кормление).


2. Социально – медицинские услуги:

2.1. Выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг;
2.2 Оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
2.3. Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии здоровья;
2.4. Проведение занятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
2.5. Проведение занятий по адаптивной физической культуре;
2.6. Консультирование по социально-медицинским вопросам.


3. Социально-психологические услуги:

3.1. Социально-психологический патронаж;
3.2. Социально-психологическое консультирование.


4. Социально-педагогические услуги:

4.1. Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
4.2. Формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга.
4.3. Организация досуга.

5. Социально-трудовые услуги:

5.1. Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступ профессиональны навыкам;
5.2. Организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования. Инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствие с их способностями.


6. Социально-правовые услуги:

6.1. Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
6.2. Оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатных;
6.3. Оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательстве порядке.

Правила внутреннего распорядка несовершеннолетних воспитанников отделения социальной реабилитации несовершеннолетних